«Современный мир таков, что наши ученики каждый день сталкиваются с огромным количеством задач, к которым надо найти рациональные, а порою неординарные решения. Значит перед учителем стоит важная задача – непросто познакомить ученика с определённым набором правил и законов, но прежде всего учить их самостоятельно добывать необходимую информацию, систематизировать накопленные знания и применять их в различных жизненных ситуациях. Эти способности называются функциональной грамотностью, которую необходимо формировать, начиная с начальной школы.Функциональная грамотность – явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин, поэтому включает в себя разнообразные компоненты: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.Существует много приёмов и упражнений, с помощью которых можно формировать функциональную грамотность младших школьников. Например, ассоциации, кластер, синквейн, ложная альтернатива, лови ошибку и другие. Всё это может использовать учитель на уроках и внеурочной деятельности.Чтобы разнообразить приёмы, используемые для формирования функциональной грамотности, в помощь учителю разработаны задания и упражнения на образовательной платформе МЭШ и платформе Учи.ру, которая включена в перечень электронных образовательных ресурсов Минпросвещения России.
Только систематическая работа по формированию функциональной грамотности школьников способна решить проблему формирования грамотного, способного быть успешным в современном мире, человека».