ФабинскаяАнастасияАлександровнаучитель физической культуры
Ответы на очень важные вопросы на уроках физической культуры.23.02.2014

Я веду уроки по физической культуре в начальных классах. Дети этого возраста хотят всё знать, и я считаю, что это очень важно. И нужно объяснять им, почему и для чего они должны выполнять упражнения на моих занятиях, а не просто отвечать им: «Так надо, ведь вы в школе, чтобы учиться». На уроках не всегда получается должным образом донести эту важную информацию до детей и тем более до их родителей. Ведь самое главное мнение у детей всё же складывается в семье, а только потом в школе. Если родители говорят своему чаду, что физкультура тебе не нужна, то как я не объясняй и не доказывай, а толку выйдет мало. Поэтому на самый популярный вопрос от моих учеников я отвечу. Итак: Подбегают ко мне ученики на уроке и просят:"Мы хотим пить". Я не разрешаю. Во время занятий пить не рекомендуется, потому что чрезмерное количество выпитой во время занятия физкультурой воды будет вызывать чувство переполненного желудка и тяжелого дыхания. И даже когда я разрешаю просто прополоскать горло от сухости во рту, они не знают чувства меры и им может быть плохо. Кроме того, максимальная скорость всасывания воды не превышает 0,8 литров в час и, соответственно, всё остальное будет просто лишним грузом. После окончания урока можно сделать пару глотков воды до полного прекращения чувства жажды и сухости во рту. И пара слов о температуре воды. Какой бы привлекательной вашему пышущему жаром телу ни казалась холодная ледяная вода, пить её в таком виде не стоит. Употребление холодной воды во время тренировки может закончиться как минимум ангиной. Лучше иметь с собой воду комнатной температуры.

Так почему нельзя пить воду во время урока:

1. Выпитая вода всасывается в кровь и увеличивает объем крови, тем самым усложняя работу сердца.

2. Во время физической активности акцент общей деятельности организма переносится на мышцы, пищеварительная система (желудок) и почки находятся в «спящем режиме». Если вы им создадите условия, что им придется работать, то соответственно снизится ваша физическая работоспособность.

3. Ни в коем случае нельзя пить холодную/ледяную воду вовремя тренировки и спустя несколько часов. Желудок находится прямо под сердцем — холодная вода вызывает рефлекторное сужение сосудов сердца, тем самым снижая кровоснабжение самого сердца. Это очень плохо сказывается на сердце и может привести к большому количеству серьезных сердечных заболеваний.

Нервная система человека состоит из головного мозга и нервов. А есть в этом комплексе ещё и вегетативная нервная система (ВНС) — часть нервной системы, которая занимается регуляцией работы внутренних органов. И именно вегетативная система отдаёт команды органам, кому из них работать, а кому можно отдохнуть.

Устроена ВНС хитро. Она состоит из двух отделов: симпатического и парасимпатического. Причём задачи у этих отделов прямо противоположные. И если один усиливает работу того или иного внутреннего органа, то другой, наоборот, расслабляет.

К каждому внутреннему органу подходит и тот, и другой нерв. Условно говоря, один нерв — газ, другой — тормоз. Перед любым животным, и человеком в том числе, стоит одна-единственная цель — выжить. А для того, чтобы выжить необходимо питаться и не стать чьей-то пищей. Таким образом, основная задача поделилась на две: пищеварение и поведение во время стресса.

Тренировка — это то же стресс. В ситуации угрозы и стресса активизируются симпатические влияния, приводящие к активизации сердечной деятельности, дыхания, теплообмена. В ситуации безопасности и отдыха, напротив, активизируются парасимпатические влияния, которые обеспечивают покой и пищеварение. Так что в каждый конкретный момент времени все силы организма брошены на те цели, которые именно в данный момент являются приоритетными. Т. е. выпивая воду во время тренировки, вы заставляете ваше сердце работать сразу в двух противоположных режимах. Что плохо влияет на работу вашего организма.

На самом деле множество разногласий существует по этому поводу и всё зависит от нагрузки, возраста, времени тренировки и самой величины нагрузки и конечно же её направленности. Я же как раз рассматриваю вопрос именно моих уроков и возраста моих учеников.

Да, физическая культура в школе это не профессиональные тренировки в индивидуальной специализации. Но они необходимы вашим детям. Мне очень хочется чтобы родители поняли, что физкультура нужна, она способствует развитию ума. Были проведены различные исследования, в которых было установлено, что упражнения и разнообразная физическая активность не только повышают тонус мышц, но и способны улучшить настроение человека, повысить иммунитет организма, дать здоровье на годы вперед. Ученые Дартмутского колледжа открыли, что упражнения активизируют также работу головного мозга и повышают умственную активность человека.

Физическая активность способствует синтезу белка нейротрофического фактора головного мозга, который предназначен для развития, созревания и работы нейронов в нейронной сети и синапсов. Особенно важен этот белок для способности запоминать новые вещи и обучаться.

Согласно эксперименту, проведенному учеными, занимающиеся ходьбой люди имели повышенный уровень этого белка после тренировки. Обычная ходьба активизировала умственные способности. Например, спортсмены, занимающиеся американским футболом, показывали лучшие способности к решению когнитивных (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») задач и имели отличную рабочую память, по сравнению с людьми, спортом не занимающимися.

Спорт — это ваше здоровье, то что помогает сделать организм крепче. Дети в школе на всех уроках очень долго сидят, что приводит к малоподвижности. И мои уроки — это место где они могут выплеснуть свои эмоции, свою энергию, да просто пошалить. Для кого-то это единственная физическая нагрузка в жизни. Особенно для тех кто мало гуляет на улице и совсем не двигается. Своим здоровьем надо заниматься с детства, а то с возрастом всё сложнее будет подняться на 7 этаж своего дома, если вдруг сломается лифт или добежать до остановки на автобус, который вот-вот уедет. Занимайтесь собой, своим здоровьем, ведь это же ваша жизнь и всё в наших руках.

Фабинская А. А.

2 + 3